Функциональная грамотность дошкольников
Функциональная грамотность дошкольников — это способность адаптироваться к окружающей среде и функционировать в ней, применяя имеющиеся знания, умения и навыки в конкретных ситуациях для решения разнообразных жизненных задач.
Некоторые составляющие функциональной грамотности дошкольников:
- Читательская грамотность. Способность понимать смысл текстов, размышлять и обсуждать их, чтобы расширять свои представления и возможности, взаимодействовать с социальным окружением.
- Математическая грамотность. Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах.
- Естественнонаучная грамотность. Способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы, делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
- Финансовая грамотность. Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и качества жизни.
Для формирования функциональной грамотности дошкольников педагогам рекомендуется использовать следующие методы:
- создание учебных ситуаций, инициирующих практическую деятельность детей и мотивирующих их на познавательно-активную деятельность;
- оценочная самостоятельность дошкольников, задания на само- и взаимооценку (кейсы, ролевые игры, диспуты и др.);
- поисковая активность — задания поискового характера, учебные исследования, проекты;
- приобретение опыта успешной деятельности, разрешения проблем, принятия решений, позитивного поведения;
- учение в общении, или совместное сотрудничество (работа в парах или малых группах)